Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В апреле 2021 года нашему детскому саду присвоен статус федеральной инновационной площадки по (Приказ АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России" № 9 от 05.04.2021).
Научным руководителем инновационной площадки "Мир головоломок" для развития интеллектуальных способностей детей в условиях ДОО и семьи" является Казунина Ирина Ивановна.
Давно известно, что одним из мощных средств развития ребенка является логическая игра. В недрах игры рождается учебный мотив, в игре ребенок познает новые области действительности. Используя игры, можно реализовать ряд задач современного дошкольного образования, а именно, развитие интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок к учебной деятельности, а главное развитие творческой активной, неординарной личности.
Детский сад посещает большое количество детей с тяжелыми нарушениями речи, которые имеют особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Обладая зачастую полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, они тем не менее отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают операциями сравнения. анализа, и синтеза. Если с ребенком проводятся специальные занятия, то он может многое наверстать и догнать сверстников. Но проблема в том, что таким малышам занятия даются очень непросто! Для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, им требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз, они быстро истощаются, устают от любой интеллектуальной нагрузки. Поэтому педагоги нашего детского сада находятся в постоянном поиске способов, методов и приемов, делающих процесс обучения для детей более понятным, доступным; занятным, но познавательным. Использование головоломок помогает развитию познавательных способностей: внимания, памяти, воображения, активизируют скрытые интеллектуальные возможности, активизируют их.
Именно поэтому начать свое участие в Федеральном проекте мы решили с привлечения в работу инновационной площадки в первую очередь воспитателей и специалистов групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В течение 2021-2022 учебного года 11 педагогов логопедических групп прошли обучение на курсах повышения квалификации "Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии смарт-тренинг" (АНО ДПО "НИИ дошкольного образования "Воспитатели России").
В течение всего 2021-2022 учебного года шла систематическая целенаправленная работа по созданию условий для интеграции игр-головоломок, как самостоятельного образовательного инструмента познавательного развития дошкольников с ТНР в традиционную модель образовательного учреждения.
В группах были оборудованы центры познавательной активности для ребят с дидактическими играми, которые развивают у детей умение думать, рассуждать, фантазировать. С учетом возможностей каждого ребенка был разработан дифференциальный подход к работе с игровым модулем "Мир Головоломок". Включились в работу и родители воспитанников: они с удовольствием поделились своими находками из мира нестандартных интеллектуальных игр.
Работа с головоломками — увлекающая детей игра, не перегружающающая детей ни умственно, ни физически, но тем не менее позволяющая решать многие проблемы в развитии не только интеллектуальной, но и личностной сферы ребят. Приоритетными формами, конечно были игровые приемы использования головоломок (упражнения, работы со схемами, планом и т.п.), но педагоги включали работу с головоломками и в НОД (как часть занятий по ФЭМП, часть логопедических занятий).
Итогом систематических занятий с головоломками было проведение следующих праздников и развлечений:
Воспитатели и специалисты детского сада надеялись, что такое активное включение в образовательно-пространственную среду игр-головоломок позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР. И их надежды оправдались. На начало 2021-22 учебного года нами была разработана программа мониторинга, по отслеживанию не только динамики когнитивных функций, но и предполагаемой динамики личностного развития детей, так в стремлении ребенка решить головоломку формируется настойчивость, целеустремленность, удовольствие от умственного напряжения, поиска правильного решения. Радость победы над трудной задачей способствует приобретению необходимой уверенности в себе, в своих возможностях.
В течение года воспитатели групп заполняли "лист успешности", в котором фиксировали индивидуальные продвижения каждого воспитанника группы в работе с заданиями разного уровня сложности из набора головоломок.
Подтвердилось и гипотеза, что продвижение в развитии невербального логического интеллекта позитивно скажется и на эффективности логопедической коррекции. Сравнительный анализ уровня развития словесно-логического мышления в начале и в конце учебного года подтвердил наши предположения: показатели выполнения вербальных логических операций при выполнении теста "аналогии" и теста "Сюжетные картинки" выше у детей, которые показали и лучшие результаты в работе с головоломками.
Нестандартные интеллектуальные игры являются одним из немногих дидактических средств, применяемых в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, способствующих развитию не только логико-математических представлений детей, но и становлению положительных нравственно-волевых качеств личности дошкольника.
Результаты итоговой диагностики показали выраженную положительную динамику у детей и по таким критериям, как познавательная активность, уровень притязаний и самооценка. Воспитатели и родители отмечают так же, что работа с головоломками способствует развитию у ребят самостоятельности, чувства коллективизма (многие в течение этого года научились учитывать позиции других, подчиняться правилам), инициативности (свобода выбора игры), умению самостоятельно ставить цели и добиваться результатов.
Получив результаты положительной динамики развития детей с ОВЗ, мы приняли решения: